Фамилия кекух

Publié le par rathomcess

image







Такая популярная украинская фамилия как Шевченко также имеет адыгское происхождение. Она восходит к тексту “шэуджэн”, которым адыги обозначали собственных христианских священников. Под натиском ислама шеуджены эмигрировали к черкесам Левобережной Украины, которые как и прежде исповедывали христианство. Их потомки конечно назывались “шэуджэныкъо”, “шэвджэнко”, “шевченко”.

Пребывание адыгов-козаков или же адыгов-черкасов на предписанных землях оставило большое количество отпечатков в языке, культуре и обстановке украинского народа. По мнению Л. Г. Лопатинского, украинское фамильное завершение “ко” случается от адыгского “къо” (“къуэ”). По всей видимости, именно во время антерьера в украинский язык зашли такие адыгские слова, каким образом нан (мать) - “нэньку”; тат (отец) - “тату”; хатэ (усадьба) - “хата”: уоркъ (всадник, дворянин) - “урка”; джэгун (играть во что-либо, выступать с кем-то) - “джигун” (украинское слово, означающее повесу); ц1ык1у (маленький) - “чукать” (чукать с детьми, т. е. резаться с ними, ритмично болтать их по вертикали, наподобие перемещения всадника при верховой езде) и пр.

Кекух

В литературе уже отмечался прецедент чрезвычайной и, пожалуй, оригинальной архаичности адыгского этнокультурного социума, преемственности и консервативности адыгских форм социальной организации и материальной культуры, по меньшей мере, на протяжении 2 последних тысячелетий. Как свидетельствуют материалы археологии, с периода энеолита (меднокаменного века) и вплоть до 1864 года на земли Северо-Западного Кавказа не было смены антропологического типа.

Возможные причины: Ряд украино-черкесских антропонимических соответствий имеют все шансы продлить такие фамилии будто Джигурда и Чучвага. Первая сопоставима под названием Джикур, зихского (джикского) наместника Грузии при Давиде V, которой в 1258-1260 г. г. был привлечен сообща с войском на службу к Хулагу-хану. Возможно, что Джигурда лишь производное от джьэгу (р) - “игра”, “свадьба”, джьэгун “играть”, “забавляться”. Джигурда сопоставима с абхазским топонимом Джгерда. Уведомлять меня о новых объяснениях Обновить

Украинская фамилия Дзысь сопоставима с Дзасеж и Дзасох (Дзэсэжъ - “старый дружинник”). Белорусская фамилия Кирей сопоставима с именем аталыка первого крымского хана Хаджи-Гирея (Хаджи-Кирея). Дмитрий Кантемир, турецкий Аноним 1740 г. , Эвлия Челеби, Тебу де Мариньи и прочие авторы отмечали, что сыновья крымских ханов воспитывались практически всегда в Черкесии. Вероятно, эта традиция была заложена еще в XV веке определенным Киреем. Среди бжедугов и шапсугов присутствует фамилия Къарей, хотя крымское Гирей в Черкесии XVIII-XIX веков, произносились будто Черий, Джерий (Хан-Гирей - Ханчерий; Баты-Гирей - Батчерий и т. д. ). Украинская Хетитов совпадает с бжедугской фамилией Хатит (Хьатит), одной из более многочисленных между хамышеевских бжедугов. Украинская Хатков (в эмиграции Hutkoff) совпадает с абадзехской фамилией Хатков (Хьаткъо, “сын Хьата”), адепты которой и еже были очень влиятельны и составляли Хатко-хабль, населенный пункт в верховьях р. Схагощ (совр. Белая). Возможно украинская Хатковы были иммигрантами из Хатукая, кого-то из адыгских этно-территориальных объединений. Следующая перспективная в проекте адыгских этимологии фамилия - Бута. О яфетической природе тексты Buta писал Н. Я. Марр, хотя эта его труд остается пока недоступной. Эта фамилия бытует на Украине и в облике Бутко. В 1637 г. в Запорожье вспыхнул мятеж, предводителем которого стал Павло Буты по прозвищу Павлюк. Он принадлежал к группе более состоятельных зарегистрированных казаков. Известно, что 1 из сподвижников султана Баркука носил это имя - Бута ал-Черкаси. Эта же фамилия в виде Бутба присутствует и в Абхазии. Buta сопоставима с адыгскими Бат, Батоко, Батмен. Донской топоним Батайск иметься сможет рассмотрен в этом же ряду. Вплоть до начала Кавказской войны шапсуги и бжедуги выпасали в регионе Батайска близкий скот. Упомянутый Бута Павлюк интересен и своим прозвищем. Имя Павло могло даваться ребенку и в Черкесии. Еще Интериано сообщал, что адыги имеют обыкновение давать своим ребятам имя иностранца, в случае если тот приехал в дом в период рождения сына и в виде примера приводит именно Павло, Паоло ( auluk). Итальяно-черкесский композит auluk - практически то же самое, что и украино-черкесское Павлюк. Как видим, Павлюк не кличка и не прозвище, будто это сообщает Вернадский, а имя оформленное на адыгский манер. Таким же образом оформлена и украинская фамилия Шевлюков, где основа - шевл от адыгского шыуэл1, или шъау, “сын”, “воспитанник”. Адыги и украинцы одинаково переоформляют имена на - ук, - лук. Кучма, фамилия небезызвестная, наверное считается лишь искажением от адыгского. Кучмез, Кучмезок, либо напрямую случается из Абхазии. Украинская фамилия Деменюк по всей видимости восходит к адыгской Домануко. Думеноко. В данном же ряду река Деменюк в Кабарде. Украинская фамилия Чичагов имеет почву - чич, к1ык1, которая считается одной из более множественных в черчанеевском подразделении бжедугов. Полностью черкесским композитом является украинская фамилия Чичко, К1ык1къо, которая в том же облике употребляется и в Адыгее. Укр. фам. Ананка, Онышко, Опрышко, по всей видимости, предполагают собой абхазо-черкесский композит.

Раскрыть тайну собственной фамилии желает каждый из нас, так как фамилия это потомственное имя семьи! М. Ю. Аджук-Гирей "Поиски богов"

Весьма характерно, что в Белгородской и Воронежской областях на кабана говорят копошится, а на свинью куебздится. По наблюдению М. В. Федоровой, данная редкая половая дифференциация для одинакового действия основана на том, что в кабардинском (впрочем будто например в кяхском) хряк - къо (отсюда копошится), а свинья - къобзы (отсюда куебздится), где бзы “самка” В Псковской области и сегодня рукоять плуга именуют “обжа”: каждый владелец создавал ее по толщине личной кисти, чтобы пальцы не уставали. А пятерня руки в адыгском “абжэ” (наблюдение М. В. Федоровой). Само наименование Псков, при удалении - в, выделяет Пско, где просматривается Псыкой: псы “вода”, кой (къуэй) “село”. Получается будто бы село “Прибрежное” или село в окружении воды. Река Псел, главный приток Дона, и еже содержит базовое псы “вода” - например, Пшизэ (адыг. наименование Кубани), Псекупс (приток Кубани), Псенафа, Пседах, Псебай (Псыбэ), Туапсе и мн. др. Адыгейское “вода” просматривается и в названии речки Пшись в Новгородской области. Пшись каким образом например Пшизэ - “старая вода”. Унеча - городок в Брянской области - само по себе кальку широко популярного названия “Новосельцево”, “Новгород” и т. п. Композит из унэ “дом” и чэ (к1э) “новый” абсолютно имел возможность образовать данный топоним.

Украинский историк 1 половины XIX в. Д. Н. Бантыш-Каменский помимо прочего держался версии черкесского происхождения первых казачьих общин Поднепровья. Начало запорожскому войску, по его мнению, положили непосредственно черкесы. Он показывает на то обстоятельство, что в делах коллежского архива запорожцы и доныне фигурируют под именем черкас . Отмечая сходство запорожцев и черкесов, Бантыш-Каменский писал: Одно название, равный нрав, одна и та же предрасположенность к набегам подтверждают сию догадку . Спасибо, постараемся будто умеем Профессор М. В. Федорова, из-за с адыгизмами в Белгородской ойкономии, приводит следующие антропонимы: “Известна фамилия русского поэта Фет-Шешин, в БО кушать с. Шеншиновка. При определении формообразующих суффиксов видим базу шенш-, которая при уникальности адыгского суффикса - ншэ - сопоставима только с адыгским шыншэ “безлошадный” при шы “конь”. Взаимосвязаны ойконим Шеино и широкораспространеннные в БО фамилии Шеин, Шеенко и под. Восточные славяне нередко упрощали группы согласных при заимствовании, в следствии этого базу обоих омонимов возможно видать в адыгского пшыэ “шалаш” при афезе п. Возможно и другое сравнение - с щ1эин “наследие” - для называния аборигенов, Как редкое в БО отметим фамилию Шовегеня при адыгского Шоген “христианский священник”. Отражение адыг. тексты ц1ыху видим в фамилиях Цеков, укр. Цыхун, белорус. Цеханович”.

Опубликовал adiga в ИсторияСуббота, 7 Май 2011 21:25Комментарии (2)

Pour être informé des derniers articles, inscrivez vous :
Commenter cet article